Добро пожаловать на сайт АКИТА МАТАГИ КЭН посвященный охоте с собаками двух пород: американская акита и акита ину

 

Из истории двух пород

История ... :

В интернете можно много читать и так и не получить ясной и полной правдивой картины, о истории происхождения двух пород Акит: Акита Ину и Американская Акита. Информация в интернет ресурсах пересекаясь часто противоречит друг другу и лишь немногие сайты на наш взгляд действительно заинтересованы в истинной исторической картине происхождении этих двух замечательных на наш взгляд пород. Как правило это связано, с тем, что породников всё устраивает, под словом "всё" подразумевается краткая выдержка из стандарта породы раздела  "Краткая историческая справка".

Мы попытаемся показать всем своё видение, т.е. свою точку зрения основанную на нашем анализе информации из разного рода источников.

И так ...

Начнём мы свои размышления с вот этих фотографий:

                                  

                     

Император Александр III, великий князь цесаревич-наследник Николай Александрович в группе охотников. Беловеж 1890-1894г.

 

                

Александр III со своей семьёй и собакой по кличке Камчатка.

На этих фотографиях видим собаку возможно лайку ... собака крупная с крепким костяком,  крепкой головой, мощным щипцом, с чёрной маской. 

 

               

Памятник собаке Камчатка

Собаку Камчатку подарили императору Александру III матросы крейсера "Африка", она стала любимой собакой всей семьи. Не стало Камчатки в октябре 1888 года. Тогда царская семья возвращалась в Петербург из Крыма в императорском поезде и едва не погибла в железнодорожной катастрофе. Александр III и его близкие чудом остались живы, император на своих руках удержал обломки крыши вагона и спас семью. Но вот Камчатка... Тело пса привезли в Гатчинский дворец и похоронили в Собственном Его Императорского Величества садике. Тут же спустя годы стали хоронить и других животных - попугаев, кошек, собак.

 

В ресурсе ВикипедиЯ  (Свободная энциклопедия) вы ничего не найдёте набрав в поисковике: Гиляцкая Лайка!

Но если набёрёте: Сахалинский Хаски (другое название породы Гиляцкая Лайка), то вы сможете прочитать это:

Сахалинская лайка ( англ. Sakhalin Husky; другое название — Карафуто-Кен (Karafuto Ken 樺太犬) Сахалинские лайки, Гиляцкие лайки) — порода собак, сформировавшаяся как рабочая ездовая, одна из древнейших пород собака нивхов (нивхи — местный аборигенный народ Приамурья и Сахалина, чьё устаревшее название «гиляки»). Японское название «карафуто-кен», что в переводе означает «сахалинский пёс» отображает местность происхождения.

Порода отличалась высоким интеллектом, преданностью к хозяину, смелостью, а также высокой выносливостью. Отличается спокойным и невозмутимым характером, редко проявляет робость. «Сахалинцы» могли противостоять медведю (одна из традиционных у нивхов охот — травля медведя собаками). Собаки помогали в промысле на морского зверя. Но главное — эта собака с незапамятных времён использовалась прежде всего как ездовая. «Гиляцкую» ездовую отличает «внутренняя конструкция»: мощный скелет, лапы — приспособленные к разнообразной нелёгкой почве и снежной и не снежной. «Сахалинцы» — мощнее, выше аляскинской лайки Это собака более крупная, рост для кобелей и сук от 52 до 62 см, но отдельные экземпляры могут достигать 70 см в холке; ездового типа и имеет более растянутую колодку (то есть — более длинную, вытянутую), с крепким костяком и мощной развитой мускулатурой. Вес взрослой собаки в рабочих кондициях от 16 до 20 кг. На лицевой части головы и на передней стороне конечностей шерсть короткая. Хвост поленом, реже — изогнут серпом и закинут на бок, нивхи часто его отрубали. Окрас разнообразный — чёрный, белый, серый, рыжий, тигровый, обычно не крупнопятнистый, нередко встречаются однотонные собаки. У нивхов это ещё и культовое животное, и, в зависимости от цвета, играло различную культовую роль. Есть указание на то, что сахалинские гиляки особо ценили мощных спокойных собак тигрового окраса с грубоватой головой и заметно укороченным щипцом (признаки вероятного прилития крови мастифообразных собак).

В 1920-40-х ге. «гиляцкая ездовая» успешно применялась в Красной Армии и считалась в СССР одной из лучших военных собак. Движения спокойны, неторопливы, что создает ошибочное впечатление о её вялости. По замечаниям кинолога Шершевского, «гиляцкая ездовая» относится к типу ездовой собаки, более отклоняющийся к абсолютно скоростному, то есть собак несколько более легких, с более коротким туловищем, для которых характерным аллюром будет галоп. Упряжки амурских и сахалинских собак, обслуживавшие в 19, начале 21 века скоростную почтовую связь в устье Амура и материка с Сахалином и подвергавшиеся длительному отбору на скорость, являлись хорошими представителями этого типа ездовых собак.


 
упряжка гиляцких лаек около Николаевска-на-Амуре. Открытка 1903.
 

В настоящее время почти исчезнувшая порода собак (к 2011 году один заводчик Сергей Любых на Севере Сахалина в поселке Некрасовка).

Сахалинская лайка, ездовая собака

Собак отличала чрезвычайная неприхотливость и выносливость. Кормили их, обычно, зимой один раз в сутки сушёной рыбой. Заготовка кетовой кости производилась осенью во время нереста кеты, когда гиляки (нивхи) заготовляют юколу. Рыбий филей срезается острым ножом и вешается на вешала — это заготавливается юкола для питания людей, примерно, в количестве 1000—1500 рыбин на семью. Хребтовая кость, предназначаемая для собак, в данном случае является отходом. На одну собаку в год запасается до 400 костей.

Некоторые исследователи считают эту породу родственной породе Акита. Например, выдающаяся заводчица лаек Мария Георгиевна Дмитриева-Сулима сообщала в 1911 году о существовании акитаподобных собак у сахалинских нивхов и в Витимской тайге. Более того, в 30-е годы Карафуто Кен («сахалинцы») использовались японцами для реконструкции породы Акита Ину. Именно кроссбридингом с Карафуто Кен, объясняются возникающие иногда длиношерстные Акита Ину.

А. Т. Войлочников, С. Д. Войлочникова, в своей книге "ОХОТНИЧЬИ ЛАЙКИ", так же указывают на предположение о том, что акита произошла от северных лаек.

                   

      

                      

      

                      

      

В конце XIX — начале XX века сахалинские ездовые считались одними из лучших собак для покорения Севера и активно вывозились и для различных экспедиций (в том числе и международных), и на Аляску, в основном, через Николаевск-на-Амуре.

Так они были закуплены для антарктической экспедиции [[Скотт, Роберт| в 1910 году — где каюром был русский сахалинец Дмитрий Гирев. Сахалинские ездовые участвовали в японской антарктической экспедиции 1910-12 гг. первого японского исследователя Антарктиды Сирасэ Нобу — с каюрами с Сахалина (айнами по национальности) с именами Ямабэ Ясуноскэ (айнское имя Яёманэку) и Ханамори Синкичи (айнское имя Сиси).

Участие сахалинских ездовых в японской экспедиции в Антарктиду в 1958 году, (о чём был снят фильм «Антарктида») принесло им наибольшую славу.

Вывозились они и в другие регионы России — так в 1909 году задокументировано распоряжение помощника военного генерал-губернатора Приморской области для населения Камчатки в низовьях Амура закупка около двух десятков ездовых собак, при этом было рекомендовано брать производителей не старше двух лет. Закупки породных производителей в Приамурье были продолжены в 30-х г.г. — летом 1931 г. на Землю Франца Иосифа было завезено 1200 нивхских собак, осенью 1926 г. ещё 130 таких же транспортных животных завезли на о. Диксон.

Вот один интересный факт, который возможно является примером вывоза гиляцких лаек в другие регионы:

Юрий Михайлович Янковский (1879-1956 гг.) - один из самых знаменитых дальневосточных охотников (на крупного зверя) начала ХХ века.

                          

       

 Охотился в южном Приморье (Хасанский район), имение Сидеми (теперь с. Безверхово), занимался разведением пятнистых оленей (пантовое оленеводство) и породистых лошадей (конный завод). После революции (1922 г) эмигрировал с семьей в Корею в г. Сейсин (Чонгджин). После войны с Японией, в 1947 году, был арестован МГБ в своем имении Новина (Корея, в 50-ти км от Сейсина) и осужден на 10 лет. Немного не дожил до освобождения. Простудился и умер в лагере (Иркутская обл., Чунский р-н, станция Вихоревка, между Тайшетом и Братском) в мае 1956 года. Лагерные кладбища сровняли с землей. Полностью реабилитирован "за отсутствием состава преступления", решением ВС РСФСР от 22.06.1990 года.
В 1944 году в Харбине вышла его книга - "Полвека охоты на тигра", переиздана в Приморье в 1990 году издательством "Уссури". Фото с Ю.М. Янковским - из этой книги:

                          

                              

                           

                            

                           

                          

 Ю. М. Янковский. Корея. 1930-е годы.

 

Если одну из фотографий увеличить,

             

то мы видим собаку в типе Американской Акиты, возможно это гиляцкая лайка (собака нивхов) или собака айнов, что впрочем может быть одно и тоже   ...

 

Также интересные факты:

В феврале 1958 года японские исследователи из-за чрезвычайной ситуации оставили в Антарктиде 15 сахалинских хаски с малым запасом еды, рассчитывая вскоре забрать их, но погода очень сильно испортилась, и им не удалось это сделать. Поэтому люди вернулись туда только почти через год — 14 января 1959 года. Невероятно, но они нашли двух чудом выживших собак. Эти собаки стали героями, а также принесли своей породе огромную популярность. Это событие послужило основой для кинофильма «Антарктика» (другое название «Антарктическая повесть») (англ. "South Pole Story" - Nankyoku Monogatari (南極物語) в американском прокате: «Antarctica» — 1983 года режиссёра Корэёси Курахара. Позже по этому фильму, как ремейк, был снят американский фильм Белый плен В честь погибших собак из этой экспедиции в Японии на народные деньги был поставлен памятник.

13 собак были найдены мертвыми: Goro, Besu, Moku, Aka, Kuro — так и не сорвались с привязи; тела Bochi, Kuma, Riki, Anko, Shiro, Jakku, Deri, Kuma (ещё одна) потеряны в море; 2 — найдены живыми: Таро и Джиро.

Неясно, как собаки смогли выжить, так как, по мнению экспертов, средняя лайка может прожить в таких условиях не более 2 месяцев; еда же, оставленная на базе, оказалась вся съедена Таро и Жиро. Впоследствии их судьбы — разошлись. Жиро умер в Антарктике два года спустя в 5-й экспедиции в июле 1960 г. Таро был вывезен в Саппоро, в Университет на Хоккайдо, где и умер, в возрасте 20 лет, в 1975 году. Таксодермические останки героев были выставлены в качестве музейных экспонатов. Таро — в университете Хоккайдо, а Жиро — в Токио, Национальный Музей Науки, в парке Уэно, рядом с чучелом знаменитого Хатико.

Имена пятнадцати ездовых собак породы сахалинский хаски (карафуто-кен), участвовавших в японской экспедиции 1958 года:

1. Рики: 7-летний кобель с светло-серой шкурой и белыми отметинами, лидер упряжки. (Пропавшие)

2. Анко: Трёхлетний кобель с коричневой шкурой и белой полосой на груди. (Пропавшие)

3. Aкa: шестилетний кобель с темно-серой шкурой, имел тенденцию устраивать бои с другими членами команды. (Умерший)

4. Кума от Монбетсу: Пятилетний кобель с чёрной шкурой, белые носки и белая грудь, иногда служил в качестве ведущей собаки. (Умерший)

5. Kума от Фурен: Пятилетний кобель с чёрной шкурой и пятнами — белое пятно на груди. Отец Таро и Дзиро. (Пропавшие)

6. Пеку: Пятилетний кобель с коричневой шкурой, чёрная маска на морде и черные уши, похож на бельгийский Tervuren. (Умерший)

7. Горо: Четырёхлетний кобель с чёрной шкурой и белой полосой на морде, наподобие колли. Служил «колесами» собачей команды. (Умерший)

8. Дери: шестилетний кобель с серой шкурой и чёрным седлом (спиной?). (Пропавшие)

9. Почи: Четырёхлетний кобель со светло-коричневой шкурой и волчьим аппетитом. (Умерший)

10. Моку: Четырёхлетний кобель с чёрной шкурой и белыми носками на передних ногах.(Умерший)

11. Джаку: Четырёхлетний кобель с черно-белой шкурой, почти напоминающей колли. (умерший)

12. Куро: Пятилетний кобель с чёрной шкурой и белыми отметинами на морде, груди и ногах. (Умерший)

13. Широ: Трёхлетний кобель с белоснежной шкурой, иногда служил в качестве ведущей собаки. (Пропавшие)

14. Таро: Трёхлетний кобель с чёрной шкурой. Сын Kума от Фурен и старший брат Дзиро. (Выжил)

15. Дзиро: Трёхлетний кобель с темной шкурой коричневого оттенка, с белым пятном на груди, и белыми носками. Сын Kума от Фурен и младший брат Таро. (Выжил)  

На фото выжившие Таро (слева) и Дзиро (справа).

  

 

Далее:

Мы видим и понимаем, что Гиляки это прежнее название народа Нивхов, и Гиляцкие Лайки - это и Карафуто-Кэн (что в переводе Сахалинская собака) и Сахалинский хаски.

Небольшое отступление с привязкой:

Тунгусы - это прежнее название народа Эвенки;

Остяки- это прежнее название народа Ханты;

Вагулы - это прежнее название народа Манси;

Ламуты - это прежнее название народа Эвены .

Но даже среди этой информации мы не видим никакой информации о народе Айну, также населявшего о. Сахалин (Карафуто).

Почему? ...

Набрав в "Яндексе" Айну-Кэн, мы находим несколько вариаций названия этой породы -  Айну (Хоккайдо-ину, айну-кен, хоккайдская собака, хоккайдо), далее мы можем прочитать, что:

эта порода:

"очень древняя порода, выведенная где-то в 1000 г. до н.э. людьми народности айну в горной части острова Хоккайдо (именно поэтому второе название этой породы звучит, как Хоккайдо-ину, Хоккайдская собака). При том, что данная порода собак очень универсальна и может выполнять функции ездовой, сторожевой, а также быть отличным компаньоном, основной работой айну всегда была охота на крупного зверя

..."

 Далее: 

                                                                      АЙНЫ

               

Краеведческий музей Сахалинской области.

Краеведческий музей Сахалинской области (на картине).

Краеведческий музей Сахалинской области (зимой).

 

Краеведческий музей Сахалинской области (статья из книги).

" ...Львы в японской мифологии - это собаки. ..."

Краеведческий музей Сахалинской области (статья из книги).

 

Краеведческий музей Сахалинской области (на фото / история музея).

Краеведческий музей Сахалинской области (на фото / история музея).

Краеведческий музей Сахалинской области (на фото / история музея).

Краеведческий музей Сахалинской области (на фото / история музея).

 

Айны Сахалина и Хоккайдо на фотографиях конца 19 – начала 20 века.

12 сентября 2012 г.

АЙНЫ (айну) – аборигенное население островного мира Дальнего Востока – Японского архипелага, Сахалина и Курил. Айны являются древнейшим этносом дальневосточного региона. Историю этого народа с определенной долей достоверности можно проследить на протяжении почти 13 тысяч лет. Вместе с тем вопросы происхождения и этническая история айнов во многом остаются загадкой и до настоящего времени. Десятки исследователей и ученых на протяжении трех столетий создавали многочисленные гипотезы, пытаясь решить «айнскую проблему»: отыскать историческую прародину айнов, определить пути миграций протоайнов к местам современного расселения, выявить родственные им группы народов.

 

В древности предки айнов занимали широкий ареал. Приблизительно до рубежа эр протоайны населяли все острова Японского архипелага. Затем они были вытеснены предками японцев в более северные земли – на остров Хоккайдо и Курильские острова. Примерно с 10–12 веков уже сформировавшиеся как современный этнос айны стали осваивать территорию южной части Сахалина, а также расселились на юг полуострова Камчатка. Отдельные представители или небольшие группы айнов проживали в низовьях реки Амур.

В середине 19 века на юге Сахалина насчитывалось примерно 2,5 тысячи айнов.
К концу 19 — началу 20 века их численность сократилась до 1,5 тысяч человек.
В 1946 году на Южном Сахалине проживало 1159 айнов.
В последующие два года практически все айны были репатриированы в Японию.

 

Внешний облик, язык, многие элементы материальной и духовной культуры айнов уникальны. В условиях островной изоляции они сохраняли своеобразие вплоть до середины 19 века.
Русские землепроходцы, встретившись с айнами на Курильских островах в 17 веке, прозвали их «мохнатыми курильцами» за обильный волосяной покров на лице и теле мужчин.

«Мохнатый курилец» – Представитель группы Курильских айнов

 

Айны занимают обособленное место в мировой расовой систематике и существенно отличаются по своему антропологическому типу от народов Восточной Азии. Основными внешними чертами, отличающими айнов от монголоидов Азиатского континента, являются относительно светлый цвет кожи, густой волосяной покров лица и тела, разрез глаз.

 


Вместе с тем антропологи отмечают ряд важных диагностических особенностей, сближающих айнов с монголоидами. Но язык айнов занимает совершенно изолированное положение в мировой лингвистической классификации, и генетическое родство айнского языка с каким-либо другим языком в мире пока выявить не удалось. «Айну» является самоназванием народа и означает «человек», «люди».

Традиционная культура айнов содержит элементы, присущие как северным народам, так и этносам южной части бассейна Тихого океана. В языке, религиозных представлениях, деталях материальной и духовной культуры прослеживаются черты сходства с культурами народов, проживающих на значительном удалении от мест современного расселения айнов – на северо-востоке Азии и северо-западе Американского континента, на островах Тихого океана и в Юго-Восточной Азии. Все это может быть свидетельством того, что айны представляют собой остаток очень древней популяции – возможно, древний вариант монголоидной расы.

Айны вели оседлый образ жизни, проживая в постоянных селениях (котан), однако в соответствии с сезонным характером занятий у них имелись зимние и летние поселения и жилища (чисе, тисе). С ранней весны до поздней осени айны селились преимущественно в устьях нерестовых рек, на берегах богатых рыбой заливов и лагун. К зиме они перебирались во внутренние районы острова, между морским побережьем и горами, где традиционно занимались охотой на таежного зверя. Соответственно, существовали летние наземные жилища, построенные из дерева и крытые корой и травой, а также зимние жилища – полуземлянки (той тисе).

Внешний вид айнского жилища. Японский рисунок начала 20 в.

 

Внутреннее устройство дома сахалинских айнов. Японский рисунок начала 20 века.

Внутреннее помещение жилищ утеплялось и украшалось циновками, сплетенными из травы, отапливалось огнем очага, который являлся центром бытовой и социальной жизни семьи.

 

Семья сахалинских айнов в традиционном жилище
 

 

Внутреннее убранство дома сахалинских айнов

Основу традиционного хозяйства айнов на Сахалине и Курильских островах составляли рыболовство, морской зверобойный промысел, таежная охота и собирательство. В соответствии с климатическими особенностями и занятиями, календарный год айнов включал два сезона: холодный (охотничий) и теплый (рыболовный).

Сахалинский айн-охотник с копьем.

В течение холодного сезона (с октября до мая) мужчины занимались охотой
на лесных и морских млекопитающих и подледным ловом рыбы. Промысловыми животными являлись медведь, кабарга, олень, а также соболь, лисица, куница, выдра, заяц и белка. На медведя и других крупных
животных айны охотились с помощью рогатины, копья и лука со стрелами.
При этом они широко использовали отравленные наконечники стрел,
смазывая их растительным ядом. Для промысла пушных животных
Охотниками устанавливались самострелы, ловушки, петли.

Айн с охотничьим снаряжением – луком, стрелами, сумкой из медвежьей шкуры.

Морской зверобойный промысел осуществлялся круглый год, но наиболее интенсивно – в конце зимы. Объектами охоты были различные виды тюленей, котиков, сивучи (морские львы) и заходившие в прибрежные воды киты.

Морской зверобойный промысел айнов на острове Монерон.

Орудиями морской охоты до появления огнестрельного оружия служили дубинки, остроги, гарпуны с наконечниками поворотного типа и составным древком, использовались также лук со стрелами.

С приходом сельди (апрель-май) начинался теплый сезон – время ловли и заготовки впрок рыбы, сбора ягод, корней и трав. Рыба (преимущественно лососевых пород), добываемая в период нереста, составляла основу благополучия айнов. Объектами рыболовства являлись горбуша, кета, таймень, кунджа, форель, сельдь, камбала, корюшка.
В пищу шли также моллюски, крабы, осьминоги, морские ежи и другие дары моря.


 

Для передвижения по воде, рыбной ловли и морского зверобойного промысла айны использовали лодки различных типов. Наиболее распространенным типом лодок была долбленка, изготовленная из цельного ствола тополя. Нередко она дополнялась накладными бортами – нашивками из досок, которые прикреплялись тонкими еловыми корнями через отверстия в бортах и защищали лодку от волн.

 

 

Для дальних морских путешествий, перевозки грузов и морского зверобойного промысла изготавливались более вместительные и устойчивые суда – плоскодонные дощатые баркасы. Айны были прекрасными мореходами и могли совершать дальние плавания как вдоль берега, так и через проливы (например, на острова Монерон или Хоккайдо) в сложных условиях неспокойного и изменчивого моря.

Единственным домашним животным айнов была собака. Собак зимой запрягали в нарты, их мясо и шкуры использовались в домашнем хозяйстве. Собака могла быть жертвенным животным во время праздников и обрядов, а также средством оплаты или обмена.

В летний период женщины и дети занимались сбором съедобных растений (например, сараны, черемши, борщевика, кислицы, хохлатки, дикого лука, белокопытника ), разнообразных ягод, орехов и грибов, а также материалов для ремесел, рукоделия и домашнего использования (к примеру, крапивы, пушицы, ивы , корней ели, луба вяза).

Традиционная культура айнов содержит элементы, присущие как северным народам, так и этносам южной части бассейна Тихого океана. В языке, религиозных представлениях, деталях материальной и духовной культуры прослеживаются черты сходства с культурами народов, проживающих на значительном удалении от мест современного расселения айнов – на северо-востоке Азии и северо-западе Американского континента, на островах Тихого океана и в Юго-Восточной Азии. Все это может быть свидетельством того, что айны представляют собой остаток очень древней популяции – возможно, древний вариант монголоидной расы.

Мужчины-айны в праздничной одежде и головных повязках из растительных волокон и стружек «инау», с атрибутами богатства и власти – ритуальными мечами.

 

А это фотографии айнов из интернета также обнаруженные нами:

 

 

 

На заднем плане этого фото медвежьи черепа, мы насчитали 17, но по ракурсу фото понятно что их там намного, намного больше ...

 

Айны – самые древние земледельцы.

В конце XIX–начале ХХ в. основным занятием айнов была рыбная ловля, от результатов которой во многом зависело благополучие семьи.

Рыбу ловили острогой, сетями и крючковой снастью в течение всего года, но самое горячее время наступало весной, когда шла на нерест сельдь, и осенью, с началом массового хода лосося.

С наступлением холодов мужчины уходили в горы, где с помощью лука и стрел и различных ловушек охотились на оленя, лося, кабаргу, медведя, а также на пушных зверей. Весной в прибрежных районах занимались морским зверобойным промыслом, добывая гарпунами нерпу, тюленей, китов.

У айнов, в отличие от соседних с ними народов, была широко распространена охота с помощью отравленных стрел. Ядом, получаемым из корней аконита, смазывали наконечники стрел и гарпунов. В теле убитого животного яд быстро разлагался и становился безопасным для людей, употреблявших мясо в пищу.

Собирательством и земледелием занимались женщины. Айны – самые древние земледельцы Дальнего Востока. Они выращивали просо, ячмень, а позже, под влиянием японцев и русских, стали растить суходольный рис и картофель.

Среди земледельческого инвентаря, представленного на выставке, особый интерес вызывают примитивные архаические орудия: «серпы» из раковин моллюсков для срывания колосьев и мотыга в виде палки-копалки, которыми еще в начале ХХ в. пользовались айны.

Женщины заготавливали крапиву и луб вяза, из прочных и гибких волокон которых ткали полотно. Изготовление одежды из луба восходит к очень древним временам, а узконавойные горизонтальные ткацкие станки айнов имеют аналогии в Юго-Восточной Азии.

В музейной коллекции есть интересные образцы айнской одежды – мужской, женской и детской, праздничной и повседневной, сшитой из крапивного и лубяного полотна, кожи лососевых рыб, нерпичьих и собачьих шкур.

Особо стоит выделить уникальные церемониальные халаты, сшитые из отбеленного крапивного полотна и ткани, украшенные аппликацией и вышивкой, которые надевали старейшины в торжественных случаях.

Ощущая себя частью природы и живя в полной гармонии с ней, айны одухотворяли окружающий мир. Они верили, что благополучие людей и удача в промысле зависит от божеств и помощи предков.

Важную роль в жизни айнов играл культ медведя, в честь которого устраивали специальный праздник. Медведь считался священным зверем и предком человека. По представлениям айнов, он имел божественное происхождение, поэтому выступал посредником между миром божеств, миром людей и природой, оказывая тем самым влияние на удачу в промысле и благополучие людей.

В честь выращенного в неволе медведя устраивался праздник, обставлявшийся особой торжественностью, в основе которого лежала идея об умирающем и воскресающем звере. Добытого в лесу новорожденного медвежонка сначала выхаживали дома. В селении всегда находилась женщина, которая вскармливала его своей грудью. Затем, когда медведь подрастал, его помещали в специальную клетку-сруб, где его и выращивали в течение 2–3 лет.

Когда наступал праздник, люди одевались в лучшие одежды и в специальных бочках заготавливали большое количество ритуального напитка саке, густого просяного пива, которое именовали «божественной брагой». Саке разливали в особую посуду – лакированные сосуды, ковши, чаши, которые приобретали у японцев и считали украшением дома, символом его достатка.

Во время праздника медведя водили по селению, кормили лучшей едой. Перед ритуальным убиением самый уважаемый старейшина, одетый в церемониальный костюм и головной убор, произносил прощальное слово медведю. В нем он описывал заслуги жителей селения, воспитавших божественного зверя, излагал пожелания и просьбы людей, которые тот должен был передать своему отцу – верховному божеству.

Затем на специально оборудованной площадке устанавливали священную изгородь; в ней и совершали ритуальное убиение медведя специальной стрелой. Праздник заканчивался совместной трапезой, на которой все присутствующие ели медвежье мясо.

На медвежьем празднике. Остров Сахалин. 1905 г.

Изображение первопредка – детский амулет. Остров Сахалин. 1912 г.

Изображение сестры первопредка – лечебный амулет. Остров Сахалин 1912 г

 

Праздники и ритуалы

Об айнском медвежьем празднике напоминают уникальные вещи: медвежья клетка, ритуальные украшения, надеваемые на медведя, церемониальная одежда айнов; священная изгородь, украшенная инау в честь богов солнца, гор и «хозяина» медведя.

Ритуальная изгородь состояла из раздвоенных на конце кольев, к которым крепили священную орнаментированную циновку. На ней помещали ритуальные колчаны со стрелами, сабли в ножнах, священные стружки. Особое место занимало высокое дерево, служившее местом перехода души медведя в иной мир.

Здесь же у изгороди на земле раскладывали шкуру с головой убитого медведя и ритуальную утварь с саке для возлияния богам и для пиршества. Чтобы душа медведя благополучно ушла к божествам гор, на голову ему клали амулет. Целью этого обряда был переход жизненной силы медведя в фигурку, которая служила хранилищем души умершего зверя.

В честь кита, тюленей и первого лосося айны также устраивали праздник, во время которого, для умножения морских животных и обеспечения промысловой удачи, использовали амулеты.

Важнейшую роль во время различных обрядов играли ритуальные жертвоприношения богам неба, солнца, огня, моря, гор, а также предкам. Ритуалы проводились в форме молитвы богам с кроплением священного напитка саке при помощи специальных палочек икуниси.

В ритуале обычно принимали участие только мужчины. Острый конец палочки они обмакивали в саке и кропили в стороны моря, гор, солнца, в небесную сторону предков, после чего остатки напитка выпивали. Во время этого процесса мужчины с помощью икуниси поддерживали усы, поэтому палочки называли усодержателями.

Молитвенные палочки, как правило, украшали символическим орнаментом и мифологическими сюжетами. Среди икуниси, представленных на выставке, встречаются очень редкие предметы с символическим изображением персонажей основного мифа.

Согласно айнской мифологии, два божественных первопредка спустились с небес в виде двух огненных змей, известных как богиня солнечного огня и бог грома, от них родился сын – в образе земного огня, а его сын в образе медведя стал предком людей.

Культ священных деревяшек инау со специально оставленными стружками представляет собой уникальное явление культуры айнов. Он пронизывает все сферы их жизни – от промысловой деятельности до семейно-бытового уклада. Большинство инау считались посредниками между богами и людьми, передающими просьбы людей богам — камуям с помощью языков-стружек. Значительная часть инау изображала вместилища душ предков, — хранителей людей.

Айны изготовляли специальные палочки для противодействия вредоносной магии, с лечебной целью, для придания сакральной силы предмету. Последние представляли собой связки стружек священного дерева. Среди инау выделяется группа антропоморфных идолов, представляющих образы богов и мифологических тотемных первопредков, имеющих также зооморфную ипостась. К этой категории относятся два уникальных предмета выставки.

Шаманизм у айнов был связан с магией, но не очень развит. На выставке представлены основные атрибуты шамана и шаманки айнов: бубен, колотушка, музыкальный инструмент, лечебные инау, амулеты. Особое значение в шаманизме придавалось образу священной змеи, связанной с верховными божествами. Головной убор шамана представлял собой перевитые пучки стружек, изображавшие змей. Образ змеи в традиционной культуре многих народов (и айнов) ассоциировался со смертью и возрождением, с плодородием, дождем; был связан с шаманской инициацией и получением магической силы огненной змеи.

В настоящее время культура айнов в значительной степени утратила свою этническую специфику и почти ничем не отличается от культуры японцев. Лишь маленькие островки – этнографические деревни, такие, как Сираой, дают возможность многочисленным туристам познакомиться с яркой традиционной культурой этого народа.

Прежняя этническая территория их расселения значительно сократилась: в конце XIX в. японское правительство переселило курильских айнов на Хоккайдо, а в 1949 г. сахалинские айны покинули остров вместе с японцами для воссоединения со своими родственниками на Хоккайдо. В настоящее время, по официальным данным, насчитывается 15–16 тысяч айнов.

Проживают они на севере Японии, в различных округах о. Хоккайдо, занимаясь в основном рыболовством и работая на лесозаготовках. В последние годы для возрождения айнской культуры и культурно-этнической консолидации многое делает айнская ассоциация «Утари».

Столетняя айнка в национальной одежде. Остров Хоккайдо. 1912 г.

 

Выгул медведя перед его ритуальным убиением. Остров Сахалин. 1905 г.

 

Логично предположить, что народности жившие по соседству, ведя натуральные хозяйства будут совершать обмены различными товарами, учитывая тот факт, что собаки были необходимы как основное средство передвижения, то и собаки могли быть в качестве расчёта или платы. Народы при соседском проживании как правило взаимствуют друг у друга навыки и обряды ища для себя приемлемое, так одна культура обогащалась другой. Так же логично предположить, что в результате такого соседского проживания не могли не случаться смешанные браки. Брак двух людей разных народов так же мог играть роль в обогащении культуры того или иного народа. Посмотрев карту краеведческого музея Сахалинского р-на, на то, как селились айны и пути их миграции, то видно, что изначально они жили в Японии на территории под названием Тохоку, именно там сегодня расположена не без известная нам префектура Акита, в честь которой названы обе породы собак. Так вот, далее айны переселились и на Южную часть о. Сахалина (Карафуто) и на курильские о-ва, на Сахалине их соседями стал коренной народ нивхи (гиляки).

Далее продолжая нашу мысль проведём логическое сравнение: у представителей Тунгусо-маньчжурской группы были медвежьи праздники, в прочем как и ещё много чего объединяющего в их культурах по причинам упомянутым нами ранее, так вот у нивхов тоже в их культуре был медвежий праздник, был ли он у японцев - неизвестно, на этот счёт у нас пока такой информации нет... Появляется вопрос откуда у айнов такой праздник? Следуя нашей логике мы предполагаем, что этот праздник как элемент культуры айны могли повзаимствовать у нивхов (гиляков). Далее айны переселились на японский о-в. Хокайдо и при переселении могли с собой перевести собак нивхов (гиляков) и тем самым поспособствовать распространению собак в глубь Японии...  Таким по нашему мнению могло быть сильное влияние оказанное айнами на появление нескольких разновидностей собак среди которых акита-матаги, ... далее появление породы Акита-Ину, ... и в завершение на сегодняшний день мы имеем две породы:

Американская Акита и Акита Ину.

 

Мы показали вероятную миграцию людей и их собак с привязкой ко времени, но вероятно (скорее всего), что эта миграция существовала и за долго до периода описанного нами и могла не только существовать как единичная случайность, но и быть постоянной, с различной периодичностью.

...

Продолжаем наши исследования. В научно-популярном издании Кечмара Михаила Арсеньевича "МОХНАТЫЙ БОГ" (издание2-е, переработанное и дополненное)  имеется очень интересная картинка:

 

Обращаем Ваше внимание, что издание научно-популярное, а это означает, что на него можно ссылаться как на достоверный источник ! Давайте теперь эту картинку сравним с ранее нами выложенной в этой теме ...:

 Что это ...? Обычное совпадение ...? Или подтверждение нашей теории ? ... или ... ?

...

Продолжаем ! )) В инет-ресурсе всем нам известном как "ВекипедиЯ" в 2013г. (наступая на пятки развития нашего сайта) появилась страничка "マタギ"!

Рёдзо Сато, один из самых известных матаги XX века, вооружённый винтовкой Мурата, с убитым им медведем. 1958 год.

Сначала статья была только на японском языке, потом на английском "Matagi" и вот в конце января 2015 года (как по заказу) текст "Матаги" переведён на русский язык ! Что же спасибо ! ) Но прочитав весь текст нас зацепило вот что:

"... По мнению некоторых исследователей, на быт и обычаи матаги, а также на их лексикон оказала существенное влияние культура айнов. ..."

Это и есть то самое недостающее ключевое ключевое звено, которое соединяет АЙНОВ и МАТАГИ !

Если конечно источник не врёт ! ) Правда есть и ещё одна зацепка в этом тексте:

"... Ныне численность матаги значительно сократилась по сравнению даже с серединой XX века, однако, например, в районе горных лесов Сираками их деревни существуют до сих пор. ..."

 ...

Перейдя по ссылке "Сираками" мы попадаем понятно в статью: "Горы Сираками" ! )) И вот что здесь мы видим:

"... Сираками-Санти (яп. 白神山地, букв. «горные земли белого бога», англ. Shirakami-Sanchi) — горный заповедник, объединяющий девственные лиственные (преимущественно буковые) леса на севере японского острова Хонсю площадью 1300 кв. км., из которых 169,7 кв. км. объявлены памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основан в 1949 году. Рыбалка и охота в этих заповедных лесах возможна только с особого разрешения властей. В лесах Хонсю можно встретить черного медведя, горного козла серау и 87 видов птиц. ..."

Будем надеяться, что нам удастся побывать и поохотиться в тех местах, ... поговорить с местными ... ! ))

...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ ...

 

 

 


     

Часовые пояса

 

 

Москва Нью-Йорк Токио
     
     

Обратная связь

Нажмите на изображение, чтобы его изменить

Поиск